Анджей Заневский Трилогия Страх

Трилогия "Страх" включает: "Крыса", "Тень Крысолова", "Цивилизация птиц".

Можно ли мыслить без привычных человеку имен, понятий и определений? Имеет ли право на существование такая действительность и не является ли животный мир именно такой действительностью, в которой только замечают, видят, чувствуют, ощущают, предвидят, знают, познают и приобретают опыт?

В трилогии "Страх" это основной вопрос, на который, однако, нет однозначного ответа… Это скорее попытка заявить о проблеме, чем намерение решить её. У героев “Крысы” нет имен — они являются просто самими собой и только собой. Также и герои “Тени Крысолова”.

Крыса и Крысолов — это конкретные индивидуальности, личности, характеры, чьи взаимоотношения переплетаются в погонях и бегствах, кого объединяют слежка друг за другом и страх. Даже в аду, откуда играющий на флейте Крысолов пытается вывести тень своей земной любви, что была отравлена хитрой Крысой, не произносится никаких имен, хотя знания и воображение все время подсказывают читателю: Эвридика, Орфей, Гермес, Сизиф, Христос, Тантал, Харон, Цербер…

И даже жестокая, апокалиптическая действительность на берегах шести адских рек нигде напрямую не называется Адом, однако её описывают, наблюдают, замечают таким образом, что ни у кого не остается сомнений относительно того, куда забрели в своих скитаниях безымянные герои этой повести.