Режиссёр: Эльдар Рязанов
Год выпуска: 1987
Страна: Россия
В ролях: Леонид Филатов, Татьяна Догилева, Ирина Купченко, Всеволод Санаев, Ольга Волкова, Александр Ширвиндт, Валентин Гафт
Просмеялись, а потом прослезились. Фильм пытается занять своё место среди фильмом пророчащих и предупреждающих - "Москва слезам не верит", "Время желаний". Фильм по сути дела отрабатывает ту же коллизию, что и фильм "Без свидетелей".
Фильм пытается, но на самом деле занимает нишу фильмов-издевательств, как и фильм "О бедном гусаре замолвите слово", где стрела в мягкое место губернаторши придавала фильму весёлый тонус шабаша, закончившегося весьма печально.
Фигуры фильма "Забытая мелодия для флейты" - это НЕ люди, которых можно наделить фрейдистскими комплексами. Это ФАНТОМЫ СИСТЕМЫ. Итак, Мать - это Родина, Отец жены - это Власть, сам Филимонов - это само собой номенклатура (тут не промахнешься). Культура и флейта - это атрибуты крысолова, дудочника - инструменты власти над народом. Забытая мелодия для флейты - это забытый инструмент власти.
Фильм - это сложносочинённая метафора развала ВЛАСТИ и ЕЁ ИНСТРУМЕНТОВ, то бишь агония. У нас название "Забытая мелодия для флейты" воспринимают романтически - как забытое умение играть на флейте - забытая где-то душа. На самом деле - это утерянный ИНСТРУМЕНТ ВЛАСТИ - УТЕРЯННАЯ ИДЕЯ СОЦИАЛИЗМА-КОММУНИЗМА. Фильм упакован в сатирическую оболочку - актёры Ширвиндт и Гафт, дабы не узнать трагедию Филимонова. Согласитесь, есть большая яма между тем, что играют Ширвиндт, Гафт и Волкова и тем, что играют Филимонов, Купченко и Догилева. Сатира, смех прикрывают трагедию СОЦИАЛИЗМА как идеи.
Дисгармония музыки власти, мелодии флейты в руках крысолова. Мать Филимонова и Отец жены Филимонова - это фигуры высшего порядка - идея социализма марксизм-ленинизм и власть в лице ЦК, КГБ. Конечно, на любого мужчину властные структуры влияют в фрейдистком смысле, начиная с его ближайшего начальника. Но это низший (не в смысле уничижения самого ракурса) ракурс в рамках системы. Низший ракурс разваливается, когда меняется система.
Доминирование и влияние Отца жены является естесственной платой за вхожесть во властные структуры. И до поры до времени не распознаётся мужчиной как фрейдисткий комплекс.
Рязанов сделал слепок системы в момент развала. И в этом смысле - это серьёзнейшее психологическое и социологическое исследование, где имеет место быть Ваш, Инга, фрейдисткий ракурс. Но я бы не лил слёзы над судьбой Филимонова в том смысле, что из художника-артиста сделали службиста-чиновника. Он не был артистом в романтическом смысле, он вообще не артист.
Мы воспринимаем ФЛЕЙТУ как принадлежность Филимонова к миру музыки. Это не так. ФЛЕЙТА - это умение Филимонова вести мышей-народ за собой, которое он утерял под влиянием Отца жены - олицетворение конкретных форм власти - ЦК, КГБ.
ФЛЕЙТА - это идеи Маркса-Ленина-Сталина в их изначальном виде. Забыта музыка первичных идей коммунизма. И в этом смысле фильм в каком-то навеянном сне пророческий уже в адрес перестройки.